Menu

Даниэль Кадырбеков, политолог, выпускник Университета Кобе (Япония): “Премьер-министр Темир Сариев должен уйти”

Бөлүшүү:

Министр экономики Японии Акира Амари подал в отставку в январе из-за того, что не задекларировал 8 тысяч долларов. Вчера премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гуннлёйгссон подал в отставку, потому что не задекларировал наличие семейного счета в оффшорах. На очереди глава кабинета министров Британии Дэвид Кэмерон – в так называемых панамских документах всплыло имя его отца. В Кыргызстане речь идет об около 7 миллиардах сомов налогоплательщиков и нарушении закона о госзакупках. При этом никто себя виновным не чувствует.
Однозначно стандарты этики для политиков растут во всем мире. И это нужно использовать как рычаг для реформ. Но есть места, где даже коррупция в госзакупках в таких масштабах – недостаточный аргумент для отставки. Я не знаю, какие индикаторы для оценки еще нужны? Борьба с коррупцией не должна быть избирательной и подлежать трактовке. Создавая прецеденты, мы никогда не сможем построить правовое государство.
Меня немного смущает позиция некоторых депутатов, которые в своих общественных заявлениях защищают Темира Сариева, даже допускают возможность нарушений закона, если ускорить это дело.Народные избранники, вас народ выбрал, чтобы бы вы контролировали и от имени народа обеспечивали надзор за использованием ресурсов, за назначаемыми людьми/исполнительной властью, а не становились ее частью.
Все эти объяснительные, подставы – типичные отмазки чиновников. Для примера: при предыдущем премьер-министре Джоомарте Оторбаеве тоже были построены сотни километров дорог и проведены тендеры, но у него никогда не было таких скандалов, никто не подставлял. Как говорится, дыма без огня не бывает. С какой стороны ни посмотреть – налицо факт коррупционного сговора, такого уровня закупки без ведома главы правительства технически невозможно провернуть. Хотя правительство и является коллегиальным органом, при желании на практике премьер-министр может даже при отсутствии кворума политической волей принять то или иное решение. И это нормально. «Ахиллесова пята» наших чиновников в том, что они используют эту привилегию в основном в неправильном русле – в корыстных целях.
Сейчас удобно прикинуться бедной овечкой, но виновен или нет, решит конечно, суд, если дойдет до этого. Но сам факт уже вызывает недоверие, сомнения в чистоплотной работе правительства Сариева и компрометирует орган власти, что очень негативно отразится на имидже страны, которая и без того фигурирует в топе самых слабых государств по индексу Failed states.
А когда у государства нет надежности, у народа не будет доверия к нему из-за двойного, трактованного правосудия, а о реформах можно и забыть. Потому что каждое такое решение будет оттягивать решение вопросов до тех пор, пока государство не добьется доверия у населения и впоследствии получит мандат на реформы. Единственный путь достичь этого – просто следовать закону, и не пытаться создавать исключения. Идеальный пример – отсрочка нормы об обязательном страховании. Из-за отсутствия доверия народ просто не поддержал. Хотя страхование – это достаточно прогрессивная мера, практикуется во всех развитых демократиях.
Учитывая, что и Сариев, и Малабаев были де-факто выдвинуты президентом, что экс-премьер-министр Сатыбалдиев тоже был отстранен из коррупционного скандала, может, пришла пора парламенту уже попытаться сформировать следующее правительство самостоятельно и на конкурентной основе?
Мировая практика и результаты выборов в 2015 году показали, что даже неадекватный парламент после выборов, как от холодного душа, получает новую динамику, а деструктивные и ненужные члены частично отсеиваются. Правительство, которое формируется в конкурентной среде, как это было в правительстве Бабанова, потом Оторбаева, показало, что несмотря на недолгий срок работы и некоторые недостатки институт премьер-министра и кабинет министров в разы эффективнее продвигает реформы в курируемых сферах. Это объясняется конкурентной средой и наличием рычагов подотчетности перед парламентом посредством выражения вотума доверия/недоверия.
А признает или нет отставкой свою причастность премьер-министр Темир Сариев – это уже эмоции, на них дело не заведешь. Если вспомнить, в новейшей истории были случаи, когда премьер-министров отправляли в отставку и за меньшие провинности. Иначе у аналитиков, оппонентов и простого народа могут возникнуть сомнения и мысли о том, что члены временного правительства изначально, с 2010 года, идут по запланированному пути, то есть по очереди передают президентство друг другу.
Если несмотря на такой скандал премьер-министр Темир Сариев не уйдет в отставку, это может означать только одно: это он, тот самый преемник президента. И это должно стать сигналом для других претендентов, чтобы они усилили работу либо просто забыли о своей мечте о президентстве. Ведь власть монополизирована на ближайшие 10 лет. Для президента Атамбаева и временщиков президент Сариев – гарантия их безопасности от преследований, продолжение их «наследия».
Сейчас важно, как поступит президент и члены коалиции. Ведь они могут досидеть до конца своих сроков, при этом даже выбрать Сариева президентом в 2017 году. Но хотелось бы надеяться на мудрость наших руководителей. Потому что, если все пойдет по запланированной траектории, на будущих парламентских выборах озлобленное население просто будет голосовать за кого угодно, но не за них. А альтернатива им, увы, – только исламские радикалы или националисты.
Даниэль Кадырбеков, политолог, выпускник Университета Кобе (Япония).
Источник: “Азаттык”

Эгер бул тексттен ката таап калсаңыз, ошол ката сөздү белгилеп, Ctrl+Enter кнопкаларын чоогу басуу менен билдирип коюңуз.

КОММЕНТАРИЙ КАЛТЫРУУ

Төмөндө көрсөтүлгөн уячаларга керектүү маалыматтарды туура киргизгениңизди текшериңиз.HTML-код киргизүүгө уруксат жок.

Captcha 80 − = 70

ОКШОШ МАКАЛАЛАР

Меню

Орфографиялык ката тууралуу Отчет

Редакцияга төмөнкү текст жөнөтүлөт: