Кубан Мамбеталиев об «Азаттыке»

Вчера, 19 октября, в «Парк-отеле» в Бишкеке прошёл круглый стол по сотрудничеству в Центральной Азии, организованный Региональным институтом Центральной Азии (РИЦА). Доклад на тему «Средства массовой информации в XXI веке» сделал известный журналист, чрезвычайный и полномочный посол Кыргызстана Кубан Мамбеталиев.

Он написал в своем докладе: «В Кыргызстане сложилась странная ситуация в сфере медиа, когда противостояние между государственными и негосударственными СМИ идёт постоянно, словно заведённый навечно порядок. Это имеет место при каждом президенте, меняются только формы противостояния, а содержание остаётся неизменным – одна сторона угодливо защищает правителя, вторая его целенаправленно критикует за то, что выбрал «семью», а не страну.

И самое удивительное в том, что правитель каждый раз проигрывает абсолютно, но сфера масс-медиа абсолютно не меняется. В течение 26 лет (столько правили 3 президента) «культ личности правителя» продолжается этап за этапом. Эстафета соблазна.

С этим культом все эти годы сражались журналисты, правозащитники, оппозиционеры, депутаты, демократы. Схватку эту они вели и ведут через СМИ. Итог борьбы в виде двух революций для региона Центральной Азииотнюдь не отрицательный. Он не заразительный, а поразительный.

Приведём для наглядности пример с «Аксыйскими событиями 2002 года», когда отряд милициистрелял в мирных демонстрантов, выступивших в поддержку своего депутата. От пуль погибло 6 граждан. В той ситуации отчётливо проявилась ущербность государсвтенных СМИ, с которыми негосударственные газеты и радио начали информационную войну.

Особо отличилась в те дни государственная телерадиокорпорация, доходившая местами до мерзости, вызывая негодование общественности. Дали в эфир информацию, что демонстранты погибли не от выстрелов из табельного оружия милицейского спецназа, а от того, что убивали друг друга сами под воздействием алкоголя и наркотиков, которыми их обильно напичкали оппозиционеры. Такая ложь переполнила чашу терпения.

Вот оценка депутата парламента того созыва Бектура Асанова: «В той информационной войне правительственные СМИ и управлявшая ими власть заняли антинародную позицию. В итоге они схватку проиграли. Главной причиной поражения была недостовернолсть информации». Ну, скажем так, сама по себе «недостоверность» не становится причиной поражения сил антинародных, требуется ещё то, что именуют «силой духа» самого народа. И дух этот подкрепляется мужеством СМИ.

В тот момент в авангарде такого «мужества» находилось Радио «Азаттык» (кыргызская служба Радио «Свобода»), корреспонденты которого проявили образец журналистской отваги. Надо здесь сказать, что данное радио стало национальным достоянием в годы правления первого президента. При последующих оно некоторым образом ангажировалось.

В 2019 году позиция «Азаттыка» становится предметом политического скандала, и это показатель системного кризиса в данном источнике масс-медиа. В начале года элементы сговора с властью были установлены в Таджикской службе радио, после чего сняли с поста руководителя этой службы. В августе месяце очередь дошла до Кыргызской службы.

В газете Res Publica появилась статья с заголовком «Президенту «Радио Свобода» пожаловались на сговор «Азаттыка» с Атамбаевым». Такое раньше было просто немыслимо, чтобы были такие «кричащие» заголовки на такое масс-медиа.

Письмо в адрес руководства «Свободы» написали известные в руеспублике персоны – сопредседатель Комитета защиты свободы слова Бегалы Наргозуев, экс-губернатор Бектур Асанов, политолог Табылды Акеров, журналист Адилет Айтикеев и общественный деятель Манас Саматов.

Они указали, что радио стало вотчиной государственной пресс-службы, представители которой в годы правления третьего президента один за другим становились руководителями Бишкекского офиса. Такой порядок был обеспечен из Праги главой Кыргызской службы радио. В конце августа 2019 года в Бишкек прибыл новый президент медиакорпорации «Радио Свобода» Джейми Флай, но ни с одним из авторов критического письма не встретился.

Местные эксперты уже обозначили «Азаттык» эпитетом «Несвободное радио». Журналист Ырысбек Омурзаков пишет так: «Радио «Азаттык» отличало суперобъектвное и суперпередовое вещание. Задачи ставились качественно и поднимались проблемы, которые другие СМИ боялись поднимать. Теперь всё былое скатывается в небытие, это весьма печально. «Азаттык» потерял хватку».

Да, печально, но хватку можно вернуть при условии, что персональные пристрастия будут устранены со стороны главного офиса радио. Для этого достаточно поменять главу Кыргызской службы, как это сделали в Душанбе. Если не сделают так, то свобода слова в этой стране Центральной Азии не померкнет, потому что её принципы внедрялись не одним человеком и не одной радиостанцией».

Нарын Айып, журналист

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *