Табылды Акеров, политолог: Как Венера Джуматаева завралась, замалчивая непотизм на Радио «Азаттык»

Окриком тургеневской барыни встретила хмурое для неё пражское утро 19 августа 2019 года Венера Джуматаева, увидев сразу в нескольких СМС-сообщениях из Бишкека от своих подружек на Радио «Азаттык», что, как гром среди ясного неба, появилось Открытое письмо с критикой её практики менеджмента.

Джуматаева, де-факто многолетняя глава Радио «Азаттык», мгновенно разразилась бранью на своей странице в сети «Фейсбук» в свойственной ей капризной и раздраженной манере: «Передайте там, кто пишет, зная или не зная, что я не решала сама одна, и не могу решать, кого брать на работу, кого увольнять, а кого повышать в должности».

Свой короткий пост на кыргызском языке утром 19 августа Джуматаева так и написала в свойственном ей пафосном безадресном обращении к неназванным третьим лицам. В такой вот начальственной замашке, что кто-то из её подчиненных угодливо подхватит гневный, но лживый месседж. И передаст. Кому только – не указано. Соврала Джуматаева в первом же своем посте, что называется, не моргнув глазом.

Однако это было только началом большой кампании лжи и шельмования критиков и оппонентов Джуматаевой, где её сторонники всячески пытаются увести тему дискуссии по ложному следу, замалчивая тезис о непотизме и коррупции. Для того, чтобы полнее представить масштабы кризиса Радио «Азаттык», нам пришлось провести небольшое расследование, благо в ходе дискуссий и в рассказах бывших и нынешних сотрудников «Азаттыка» появилось много любопытных деталей.

В своем первом посте на тему Открытого письма с критикой менеджера Радио « Азаттык» Венеры Джуматаевой утром 19 августа 2019 года, еще до полного разоблачения ее практики непотизма, она соврала буквально вот так: «Передайте там, кто пишет зная или не зная, я не решала сама одна, и не могу решать, кого брать на работу, кого увольнять, кого повышать в должности. Все происходит через открытый конкурс. Скоро будет объявлен конкурс на директорское место. Все можете участвовать». 

ПЯТЕРО С ИССЫК-КУЛЯ

Прошел почти месяц, как кыргызскую общественность будоражит скандал о том, что постыдное и смертельно рискованное для нашей нации явление непотизма заразило и американское Радио «Азаттык». К сожалению, некоторые государственные деятели новой волны, такие как Ширин Айтматова, Жанар Акаев или Эдиль Байсалов, не оказались на общенациональной высоте, они выгораживают Венеру Джуматаеву. Значит, и у них самих в молодых их головах сидит вирус непотизма и групповщины.

Дискуссия вокруг «Азаттыка» поставила в неудобную позу многих, кто поспешил лайкать посты в защиту Джуматаевой, не разбираясь в сути разоблачений. Правда, их запал быстро иссяк, многих отпугнула сама манера Джуматаевой врать на ходу, и спустя 3-4 дня после начала скандала посты Джуматаевой лайкали едва ли 3-4 её сторонника, а то и меньше. Но всё же оппоненты Джуматаевой были уже облиты ушатами грязи, дошло и до плохо скрытой матерной брани на её странице в «Фейсбуке».

Вместо спокойной дискуссии Джуматаева развязала беспрецедентную информационную войну, в которой объектом шельмования стали источники критики, а не сам предмет критики. Старым советским способом сторонники и личные друзья Джуматаевой подняли панику, что некто пытается якобы подмять Радио «Азаттык» под себя, что Джуматаева является чуть ли не неприкасаемой особой.

Позволив всё это опубликовать на своей странице в «Фейсбуке», Джуматаева ярко продемонстрировала нетерпимость к любой критике в свой адрес. Тем самым Джуматаева лишний раз подтвердила, что она действительно выстроила на Радио «Азаттык» своё маленькое ханство, где все пять должностей менеджеров редакции оказались заняты ею самой и уроженками родной для неё Иссык-Кульской области.

Она сама как директор редакции, ее заместитель Гулайым Ашакеева, директор Бишкекского бюро Айзада Касмалиева, главный редактор бюро Бурулкан Сарыгулова и главный ТВ-продюссер Бубукан Досалиева – все они, как на подбор, родились в Иссык-Кульской области, повязаны круговой порукой, поправ принцип профессионализма.

Как доказывается в опубликованной на прошлой неделе в соцсетях инфографике, непотизм на Радио «Азаттык» аж переливается через край: в Пражском его офисе четверо из пяти обладателей постоянного контракта происходят родом из Иссык-Кульской области. Четверть состава Бишкекского бюро «Азаттыка» составляют уроженцы Иссык-Кульской области, которые чувствуют себя тут, конечно же, как у Христа за пазухой.

И в то же время из «Азаттыка» по вызывающе дерзким и подозрительным схемам в последние годы были уволены пятеро авторитетных журналистов, но ни один из них не является уроженцем Иссык-Кульской области. Черным по белому доказывается, что Джуматаева окружила себя подчиненными по принципу личной преданности, изгнала профессионалов ради своего комфорта. И есть подозрение, что зачистки в редакции производились в угоду Алмазбеку Атамбаеву в его бытность президентом Кыргызстана.

Самое ущербное и непоправимое – это то, что контент некогда авторитетного Радио «Азаттык» был поставлен на службу правящим и закулисным группировкам. В Открытом письме от 19 августа именно об этом и идёт речь, тут с болью за общее дело звучит призыв спасти «Азаттык» от коррупции и непотизма. Но Джуматаева развернула на своей странице в «Фейсбуке» истеричую информационную войну в стиле теории заговора, как будто власти Кыргызстана или некие другие силы «мстят ей за смелые репортажи».

Панически мечась, Джуматаева запуталась в своем вранье. Пишет в начале скандала, например, что у неё нет времени давать комментарии всем журналистам, но тут же, часа через два, публикует большой пост о своем музыкальном и историческом прошлом на ниве образованщины. А позднее спешно удаляет этот свой пост. В другом заявлении в «Фейсбуке» Джуматаева пишет, что «никого из иссык-кульских» она на работу не принимала, то тут же оппоненты публикуют опровергающие эту ложь факты: иссык-кульских Гулайым Ашакееву, Кубата Касымбекова, Бубукан Досалиеву на работу принимала именно она.

Да и критика была о том, что на все руководящие должности в редакции были поставлены Джуматаевой её земляки. Джуматаева же отвечает: «Я их на работу не принимала». Так два вора отвечали в старом анекдоте; один говорит: «Я не брал кошелек», а второй твердит: «Кошелек – не у меня». Оба они были формально правы, просто тот, кто украл, быстро передал кошелек напарнику. Но оба всё равно совершили эту кражу.

Венера Джуматаева в серии своих заявлений в сети «Фейсбук» врёт чуть ли не в каждом абзаце. 21 августа она опубликовала такой ложный пассаж: «Все коллеги, кого перечислили в своем заявлении активисты, были взяты на работу задолго до меня, при бывших руководителях. Состав коллектива увеличился за последние 9 лет, пока я была руководителем».

Однако тут же в форуме опровергается, что иссык-кульских Гуляим Ашакееву, Кубата Касымбекова, Бубукан Досалиеву на работу принимала именно Венера Джуматаева. Все пять руководящих должностей в редакции занимают Венера Джуматаева и ее ее земляки.

МЕНЮ В РЕСТОРАНЕ «СУПАРА»

После серии разоблачений в сети «Фейсбук» и в телепередачах известного кыргызского журналиста, бывшего руководителя «Азаттыка» Нарына Айыпа на популярном «Пятом канале» у Венеры Джуматаевой случилась пауза. Да, она была неделю в поездках по трём странам Центральной Азии, сопровождая нового президента Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (РСЕ/РС) Джейми Флая.

В своем посте от 30 августа Джуматаева отчиталась об этом турне скомканно, туманно, а имя своего начальника Флая и вовсе проигнорировала. Как будто и не было его рядом, и Джуматаева ездила самостоятельно. На самом деле она буквально ни на шаг не отходила от Флая на всех публичных встречах и на собраниях с коллективами журналистов в Душанбе, Алматы и Бишкеке.

Одновременно Джуматаева играла роль переводчика, скомканно излагая речи Флая и задаваемые ему вопросы местных корреспондентов РСЕ/РС. О качестве этих переводов должен был бы позаботиться сам Джейми Флай, ведь оппоненты Венеры Джуматаевой ещё за неделю до турне публично предупредили его, что она нечиста на руку.

На встрече же Флая с президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым в услугах Джуматаевой как переводчика не нуждались, по протоколу, её отсадили на край стола. Зато на встрече Флая с гражданскими активистами по списку, одобренному Джуматаевой, хозяйка смогла взять реванш: она окружила высокого гостя своими друзьями и политиками, близкими к её политическому компаньону Алмазбеку Атамбаеву.

Само застолье с поющей неизвестно за чей счет на английском языке комузисткой прошло в этноресторане «Супара», владелица которого Жаныл Турганбаева замечена в социальных сетях как подруга Венеры Джуматаевой. Они вместе участвовали в курултае кыргызов в Италии, в городе Сан-Марино. На этой встрече был и депутат парламента Жанар Акаев, бывший подчинённый Венеры Джуматаевой, избегающий ныне тезиса о непотизме. Здесь же мелькала и правозащитница Азиза Абдурасулова, еще одна подруга Венеры Джуматаевой.

Во время визита в организацию «Интерньюс» был замечен также бывший посол Кыргызстана в США, атамбаевский назначенец Кадыр Токтогулов. С ними со всеми встретиться президент РСЕ/РС Джейми Флай время нашел, была надежда, что у него найдется время поговорить и с оппонентами Венеры Джуматаевой. Впрочем, вопрос Радио «Азаттык» одним визитом президента РСЕ/РС в Бишкек не ограничивается, живём, все-таки, в эпоху электронной почты и разных там мессенджеров.

Один из многих типичных постеров, опубликованных на странице Венеры Джуматаевой в сети «Фейсбук», переводится с кыргызского языка вот так: «Венера Джуматаева! Знаю как современного настоящего медиа-менеджера, который смог думать на международном уровне! Настоящее очернение!»

АФЕРА С МНИМЫМ ИСКОМ АТАМБАЕВА К «АЗАТТЫКУ»

По совпадению, вчерашний кыргызский президент Атамбаев, которому удалось установить контроль над контентом Радио «Азаттык», угодил в эти жаркие августовские дни в следственный изолятор после попытки кровавого вооруженного сопротивления в своём поместье в родовом селе Койташ.

Атамбаев стал жертвой такой же авторитарной политики, какую строил он сам, бросая в тюрьму своих оппонентов. И отмена парламентом его статуса неприкосновенности как экс-президента, и поспешность самого ареста и уголовного преследования говорят о том, что нашей стране предстоит ещё много лишений на пути к демократии и неминуемости наказания для мафиози всех типов, хоть таможенных, хоть растаможенных.

Как тут не вспомнить и странный иск Атамбаева против Радио «Азаттык» в марте 2017 года по обвинению в клевете. Создалось ложное впечатление, что власти якобы душат «Азаттык», хотя отношения между руководством «Азаттыка» и Атамбаевым были подозрительно теплыми. Бросает Атамбаев в тюрьму своих оппонентов, так «Азаттык» освещает их дела по минимуму, зато предоставляет огромные площади для восхваления президента страны.

Дело дошло до того, что 15 сентября 2016 года была опубликована статья за подписью тогдашнего президента Национальной Академии наук Абдыганы Эркебаева под красноречивым заголовком «К 60-летию Атамбаева. Наперекор судьбе». Глорификация не то что президента, а любого политика запрещена правилами Радио «Азаттык», и даже под видом «блога постороннего автора» нельзя, неправильно и безнравственно отмывать чей-либо грязный имидж. И таких рекламных статей на «Азаттыке» – великое множество.

По мнению некоторых нейтральных наблюдателей из Бишкека, иск Атамбаева против «Азаттыка» был на самом деле маскировочным трюком. По нашим сведениям, сценарий этого спектакля был написан и реализован Венерой Джуматаевой и Фаридом Ниязовым, бывшим тогда советником Алмазбека Атамбаева, ныне арестованным вместе с Атамбаевым.

Целью этой пьесы было нейтрализовать подозрения среди общественности, что «Азаттык» превратился в инструмент пропаганды администрации президента Кыргызстана. Режиссеры пьесы довели ее до кульминации, когда тогдашний президент РСЕ/РС Томас Кент 30 марта того же 2017 года прилетел в Бишкек и, как говорится, упал на колени перед президентом Кыргызстана. Лучше всех сыграл свою роль Атамбаев: он кричал на американца Кента, метал громы и молнии, потребовал уволить ненавистных ему отдельных журналистов «Азаттыка». Якобы выпустил пар, и великодушно отозвал иск против американского радио.

И после этой авантюры из «Азаттыка» был тихо уволен его ведущий журналист Айданбек Акматов. Журналист-расследователь Эльнура Алканова тоже была отстранена от работы в Бишкекском бюро. Президент радио попросту предал своих смелых журналистов. Так Джуматаева и Ниязов использовали Томаса Кента, что называется, втёмную. Так они ввели в заблуждение широкую общественность, а это уже деяние весьма аморальное.

На странице Венеры Джуматаевой в сети «Фейсбук» 21 августа был опубликован экзотический пост и на английском языке. Звучит так: «Я люблю «Азаттык-Медиа» в Кыргызстане! Один из лучших медиа-агентств в Центральной Азии, где есть профессиональный коллектив и лучшие расследования коррупции и несправедливости!»

Англоязычный какой-то пользователь тут же пишет в форуме: «Если есть версия на английском языке, я определенно стану его постоянным читателем». Подчиненные и подхалимы Венеры Джуматаевой также спешат отметиться лайками под этим абсурдным постом.  

ПО ПРИНЦИПУ ЛИЧНОЙ ПРЕДАННОСТИ

И вот мы видим, что в середине сентября этого года, после двух недель смятенного молчания на фоне скандала вокруг «Азаттыка», у Джуматаевой опять прорезался голос. Немного, но всё же фальшивый. В своем посте в сети «Фейсбук» от 15 сентября Джуматаева утверждает, что и ее, и Айнуру Асанкожоеву на работу в Прагу брал Нарын Айып, когда он был главным редактором «Азаттыка».

Так Венера пытается завуалировать критику о том, что Айнура Асанкожоева, ветеран Пражского офиса, давно оторвалась от Кыргызстана, не написала «ни одну серьёзную статью про свою страну за 24 года своего стажа». Зато Асанкожоева с энтузиазмом показывает в соцсетях Иссык-Куль как регион своего происхождения, дескать, географически близка к Джуматаевой.

В «Азаттыке» не биография, а география играет роль в кадровом вопросе, хотя непотизм запрещен уставом этого американского медиа. Под «сокращение кадров» попадает в Пражской редакции, скажем, Улан Эшматов, профессиональный журналист, а не «девушка с Иссык-Куля» Асанкожоева. Да и «сокращение кадров» было придумано специально для избавления от Эшматова, как ранее под предлогом отсутствия мест избавились в Бишкекском бюро от других сильнейших, а потому независимых от Джуматаевой журналистов.

Так были уволены Айданбек Акматов, Эльнура Алканова, Шайырбек Мукарамов и Аида Касымалиева, им не повезло родиться не в Иссык-Кульской области. Причем трое из них были уволены после успешной кратковременной работы в Пражском офисе. То есть потенциальных жертв Джуматаева приглашала на год на работу в Прагу, временно будто бы приостанавливая их контракты в Бишкекском бюро.

Корпорация инвестирует в их профессиональный рост, на аренду жилья, на перелёты в Прагу огромные деньги. И всё для того, чтобы эти журналисты использовали свой новый опыт в Бишкекском бюро, но им там почему-то не оказывается уже места. Почему же на эти факты махинаций Джуматаевой закрывают глаза ее сторонники, особенно те, кто призван по долгу общественного статуса своего пресекать и осуждать непотизм и кумовство?

По отношению к своим землякам и подхалимам Джуматаева проявляет барскую, так сказать, щедрость. Она окружила себя удобным и молчаливым окружением, которое из понятия ложной солидарности не скажет ни слова против извращения редакционной политики. Падение нравов и качества контента программ при Джуматаевой приходится закрывать очковтирательством и потемкинскими деревнями.

Асанкожоева представляет собой типичного бенефициара политики непотизма. В ее «кадровую защиту» Джуматаева опять не придумала ничего, кроме патологической лжи, соврамши, что Асанкожоеву на работу принимал якобы Нарын Айып. Айнура Асанкожоева пришла на «Азаттык» в 1995 году, потом уходила оттуда, затем восстанавливалась, окольными путями, и Нарын Айып не имеет к этому никакого отношения.

Обратно была принята в Пражский офис в 2001 году по решению тогдашнего директора «Азаттыка» американца Чарльза Карлсона на утешительный локальный контракт. Постоянный же контракт Асанкожоевой дал уже последующий директор «Азаттыка» Тынчтыкбек Чороев в 2003 году. За какие заслуги – неизвестно. Чороев привел на Радио «Азаттык», как теперь публично выясняется, и Джуматаеву – ещё в Бишкекское бюро, в 1996 году, после их знакомства на историческом факультете Кыргызского национального университета.

Чороев там был амбициозным молодым преподавателем, а Джуматаева – скромной юной заочницей, лаборанткой на кафедре. Их пути с тех пор не расходятся. Чороев после своей отставки с поста директора «Азаттыка» по протекции Джуматаевой держится на фрилансерском контракте в Праге и штампует для редакции так называемые «датские материалы» – сплошь комплиментарного характера, о живых или почивших в бозе юбилярах.

Айзада Касмалиева, директор Бишкекского бюро Радио «Азаттык», 16 июня 2019 года, опубликовала в сети «Фейсбук» против своих неназванных оппонентов окрик, употребляя слово «щенки» в их адрес. При этом в гневном маленьком текстике нет никакой логики. Например, рабам денег не платят, поэтому финансовый стимул тут исключён. Щенки не могут призывать и дальше жить в болоте, так как собаки, как известно, не обитают в сырой местности. 

Айзада Касмалиева написала на кыргызском языке буквально вот так:

«Кого только деньги не делают рабом… Полно таких, кто вместо того, чтобы защищать правду, предпочитает превратиться в чьего-либо щенка. Наверное, желают жить в болоте…»

АНОНИМНЫЕ FACT-ЧЕКИСТЫ И КАРМАННЫЕ БЛОГЕРЫ

В информационной войне Джуматаевой были задействованы все виды оружия, от «тяжёлой артиллерии» в виде альтернативного Открытого письма до скабрезных постеров с плохо скрываемой матерщиной. После того, как развернувшуюся дискуссию подхватил Нарын Айып со своими популярными телепередачами «О главном» и «Главные итоги» на «Пятом канале», поборники Джуматаевой кинулись тушить «пожар» и на этом участке.

Еще бы, Нарын Айып – это нравственная величина в нашей отечественной журналистике, своеобразный хранитель моральной чистоты в профессии ещё со времен его работы в молодой независимой прессе в начале 1990-х годов. Был приглашен на Радио «Азаттык» в 1993 году, где стал руководителем редакции и продолжил лучшие традиции этого легендарного радио, заложенные духовным лидером кыргызского зарубежья Азаматом Алтаем.

С болью за общее дело Нарын Айып пригласил в студию «Пятого канала» некоторых авторов Открытого письма от 19 августа, авторитетных собеседников маститого уровня и задавал им вопросы о том, насколько обоснованными и важными являются обвинения о непотизме и предательстве интересов профессии в «Азаттыке». И сам попал под огонь, нет, не ответной достойной критики, а нотаций и анонимного псевдожурналистского анализа со стороны друзей и подчинённых Джуматаевой.

Два кыргызоязычных блогера Олжобай Шакир и Жолдош Турдубаев, которые получают гонорары на Радио «Азаттык», посвятили Нарыну Айыпу по одному панегерику. Дескать, «вы, Нарын Айып, работали сами на «Азаттыке» когда-то, в вас сидит обида, и вообще, зря мы вам пробивали когда-то одну журналистскую премию». Такой вот низкий уровень псевдоаргументов. Что еще можно ожидать от авторов, которые публикуют свои платные гонорары на сайте «Азаттыка» и связаны по рукам и ногам конфликтом интересов?

Неизвестный общественности автор на сайте Factcheck представил свой якобы теоретический анализ одной телепередачи Нарына Айыпа, но сделал это так немощно, из-под палки, что даже постеснялся поставить под статьёй свою подпись. Аргументы смехотворные. Например, Нарын Айып задается в своей телепередаче вопросом, почему бывшему государственному секретарю Кыргызстана Осмонакуну Ибраимову позволено публиковаться на Радио «Азаттык» в качестве колумниста, да ещё размещать там статьи, прославлявшие Алмазбека Атамбаева?

Анонимный Factcheck-ист наигранно парирует тем, что редакция «Азаттыка» помещала под статьей Ибраимова дисклеймер, что «мнение автора блога не выражает позицию редакции», да и в комплиментарном по сути блоге содержался якобы баланс с критикой Атамбаева. Да будет известно начинающему сайту Factcheck, что традиции западной журналистики прямо запрещают методы ложного баланса.

В любой пиар-статье может содержаться псевдобаланс, спрятанный где-то в глубине текста. Этот инструментарий в пропаганде применяется сплошь и рядом, а теперь проник и в американское радио. На Радио «Азаттык», как и во всех более чем 20 редакциях Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», запрещен ложный баланс, так же, как и не допускается давать микрофон одиозным фигурам, равно как и террористам.

Блоги, пусть и штатных журналистов, пусть и внештатных авторов, не могут противоречить Миссии Радио «Азаттык» по продвижению демократии. Что там блоги, даже комментарии в социальных сетях, публикуемые штатными сотрудниками и блогерами Радио «Азаттык», не должны противоречить редакционным стандартам «Азаттыка». Таковы общепринятые правила и в британском Би-би-си, и в американском Си-эн-эн.

Пожалуйста, окиньте оком их сайты и странички в социальных сетях, и у вас не останется сомнений. Никакой дисклеймер не может служить оправданием того, что Осмонакуну Ибраимову, деятелю, замешанному в манипуляции общественным мнением во время расстрела Аксыйской демонстрации в 2002 году, предоставлена возможность продолжать ту же его миссию, но теперь уже на американском Радио «Азаттык».

Но, как водится в лагере сторонников, друзей и подчиненных Джуматаевой, они тщательно умалчивают тезис о практике непотизма на «Азаттыке». Раз уж принимаете участие в дискуссии, то просто ответьте на ключевой вопрос, является ли признаком непотизма то, что все руководящие должности на Радио «Азаттык» оказались занятыми уроженцами Иссык-Кульской области?

Случайность ли то, что все уволенные пять ведущих журналистов «Азаттыка» не являются уроженцами Иссык-Кульской области, откуда родом и сама Венера Джуматаева? Конечно, никто не требует равного регионального представительства в редакции, не география, а биография, профессиональный рост должны определять карьеру в любой уважающей себя организации.

НАМ НУЖЕН ДЕД МАЗАЙ, А НЕ ГЕРАСИМ

Радио «Азаттык» – это тот самый медийный институт, который ещё вчера играл роль лидера на местном рынке прессы, а сегодня оказался поочередно то дубинкой, то стиральной машиной в руках то одной, то другой политической группировки в Бишкеке. Опубликованное 19 августа этого года Открытое письмо не содержит ни одного слова против самого Радио «Азаттык», там высказывается беспокойство фактами непотизма и предательства принципов западной журналистики со стороны персонально Венеры Джуматаевой, исполняющей с апреля этого года обязанности регионального директора РСЕ/РС. Как она сама еще недавно бахвалилась в «Фейсбуке», под ее началом пять редакций, вещающих на Центральную Азию, 300 человек персонала!

Практика непотизма состоит, как теперь уже неоспоримо доказано в ходе дискуссий с 19 августа, в изгнании профессионалов из подчинённой Джуматаевой редакции, рекрутировании на их места угодливых новичков в журналистике, сколачивании верхушки Радио «Азаттык» сплошь из её землячек-подруг из Иссык-Кульской области, и при таком кадровом раскладе приспособлении редакционной политики к грязным информационным заказам соперничающих политических групп.

Спасать Радио «Азаттык» должно само американское руководство, для того и произвели замену верхушки Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», весной и летом этого года там уволили сразу вице-президента, регионального директора и директора Таджикской редакции. Давно уже полыхает скандал вокруг Казахской редакции, тамошний «Азаттык» также погряз в предательстве интересов профессии, непотизме, да ещё и в пещерном трайбализме. Следовательно, это уже системный кризис.

Спасать Радио «Азаттык» надо в диалоге руководителей корпорации РСЕ/РС с гражданским обществом, в открытом и честном конкурсе на руководящие и рядовые должности. Гражданские активисты, авторы Открытого письма от 19 августа, только-то и просят, чтобы в отношении Венеры Джуматаевой было проведено полномасштабное расследование.

Не стоит отмахиваться от кризиса набившей оскомину теорией заговора или отговоркой о «мести за честные репортажи». Просто возьмите и проверьте опубликованные в ходе дискуссии факты непотизма, чудовищного менеджмента и злоупотребления редакционной политикой. И опубликуйте результаты расследования, как это принято в организациях, получающих деньги из государственного бюджета США.

Если есть проблема, то ее надо решать, а не закрывать глаза. Негоже входит в раж, как тургеневская барыня из рассказа «Муму», и заражать своим «несчастьем» других. Помните, как печально заканчивается инициатива той барыни поженить двух своих рабов, предпринятая из лучших побуждений? Барыню начал раздражать лай напуганной ею собачки немого дворника Герасима, и она заставила утопить это невинное существо.

Вот и Айзада Касмалиева, директор Бишкекского бюро «Азаттыка», в своем посте в сети «Фейсбук» 16 июня этого года назвала своих оппонентов буквально щенками. Ещё немного, и прикажет утопить их в реке, как у Тургенева. Такие вот барские замашки, любую критику барышни во главе «Азаттыка» воспринимают с окриком, с истерикой, по ходу врут и врут. Если так они ведут себя на публике, как же они проводят планёрки с подчиненными?

Нет, «Азаттыку» нужен не тургеневский Герасим, пусть и отомстивший барыне после гибели Муму побегом из её поместья, а добрый некрасовский дед Мазай, спасавший зайцев от весеннего половодья. Десятки журналистов «Азаттыка» – честные, но запуганные люди, и сами мечтают о том времени, когда можно будет работать в свое профессиональное удовольствие, но без страха быть уволенными за это.

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, доцент Международного университета Кыргызстана 

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *