У Венеры Джуматаевой начался закат карьеры

По следам скандала, в ходе которого выяснилось, что Венера Джуматаева развела в руководимом ею Радио Азаттык непотизм и политическую коррупцию, ей отказано в назначении на должность Регионального директора Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (РСЕ/РС). Сегодня стало известно, что по результатам многомесячного конкурса на эту ключевую должность, в ведении которой находятся пять вещающих на Центральную Азию редакций, назначен Хамид Исмаилов, ранее занимавший такую же должность на Радио Би-Би-Си. В Вашингтоне уже давно требуют навести порядок во всех центральноазиатских редакциях РСЕ/РС, которые захлестнула волна прислуживания авторитарным властям региона, отмывание их имиджа, тайная служба отдельным властным группировкам.

С апреля прошлого года Венера Джуматаева временно занимала должность  Регионального директора РСЕ/РС и уже вела себя, как полноправный топ-менеджер, даже заявив в сети «Фейсбук», что она больше не занимается делами Кыргызской редакции, и всецело занята, мол, «делами всех пяти центральноазиатских редакций РСЕ/РС и руководит 300 людьми». На самом деле она продолжала оставаться хозяйкой Радио Азаттык, оставив на должности исполняющей обязанности Директора Радио Азаттык свою подругу Гулайым Ашакееву, которая до приема в эту редакцию никогда ранее журналистикой не занималась. Так Джуматаева опирается на выстроенную ею пирамиду микроханства в Азаттыке, где все пять руководящих должностей заняты журналистками, которым повезло родиться в Иссык-Кульской области, откуда родом и сама Венера Джуматаева. Назначения провела сама Джуматаева, шаг за шагом, год за годом. В головном офисе Азаттыка в Праге почти все постоянные штатные единицы также заняты уроженками или уроженцами Иссык-Кульской области. Четверть персонала Бишкекского бюро Радио Азаттык также составляют иссык-кульцы.  И, наоборот, никто из громко уволенных до скандала ведущих журналистов не является уроженцем Иссык-Кульской области. Подбор кадров по принципу личной преданности позволяет Венере Джуматаевой годами осуществлять цензуру и манипуляцию контентом в угоду группировки Алмазбека Атамбаева не только в бытность им Президентом Кыргызстана, но и после его отставки.

В августе прошлого года группа гражданских активистов после бесполезных ранних обращений в Посольство США в Кыргызстане выступила с Открытом письмом к Президенту  Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода” Джейми Флаю, поскольку 1 августа он приступил к своей должности. В Кыргызстане вспыхнул большой скандал, многие в гражданском обществе были шокированы масштабами дезинформации и манипуляций на Радио Азаттык. Тогда же в социальных сетях вспыхнули дискуссии о кризисе Радио Азаттык, но никто не смог опровергнуть факты непотизма, землячества и кумовства со стороны Венеры Джуматаевой. Не подвергнуты сомнению и грязные публикации Радио Азаттык, которые все еще доступны на его сайте. Своими свидетельствами незаконного их увольнения из Радио Азаттык поделились некоторые ведущие журналисты, популярные в народе Айданбек Акмат уулу и Шайырбек Мукарамов. Причем они были уволены после успешной годичной работы в Пражском офисе. Однако по возвращению из Праги в Бишкекском бюро их контракты обманом не были возобновлены. Зато по отношению к своим землякам и подхалимам Джуматаева проявляет полное покровительство вне зависимости от результатов работы. Джуматаева окружила себя удобным и молчаливым окружением, которое из понятия ложной солидарности не скажет ни слова против извращения редакционной политики.

Например, в бытность Алмазбека Атамбаева президентом Кыргызстана установилась практика участия в создании его культа личности. Случаи репрессий в отношении оппонентов Атамбаева на минимальном уровне или замалчивались, а восхваление Атамбаева дошло даже до публикации юбилейной статьи по поводу его 60-летнего юбилея, до статьи по восхвалению предков Атамбаева с целью создать ему имидж «элитарности». Удручает, что такие статьи на сайте Радио Азаттык публиковал бывший Государственный секретарь Кыргызстана Османакун Ибраимов, который был замешан в замалчивании расстрела демонстрации протеста в Аксыском районе Кыргызстана в марте 2002 года. Под видом «политических портретов» публикуются статьи, восхваляющие высших чиновников Кыргызстана как «государственников», хотя их репутация в обществе является сомнительной. Например, 5 сентября 2016 года журналистом Радио Азаттык была опубликована статья, однозначно восхваляющая Фарида Ниязова, «серого кардинала» тогдашнего президента Алмазбека Атамбаева. 

Конечно, Радио Азаттык играло важную роль на переломных этапах новейшей истории Кыргызстана, но бурно развивающиеся многие местные СМИ составляют весомую конкуренцию по тематике и по новым технологиям подачи информации. Однако до полной независимости им далеко, за ведущими местными СМИ все равно стоит или какая-либо властная группировка или само государство. Поэтому гражданские активисты ценят независимость американского Радио Азаттык, которое по определению должно быть равноудалено от противоборствующих политических группировок. И если Радио Азаттык успешно или скомканно разоблачает какую-либо отдельную мафию, то и колоссальные ресурсы этого американского масс-медиа должны служить интересам всего общества. Гражданское общество Кыргызстана приветствует антикоррупционные репортажи Радио Азаттык, однако борьба с коррупцией не может служить имиджевой картинкой, прикрывающей непотизм и политическую коррупцию внутри самого Радио Азаттык. 

Перед новым Региональным директором РСЕ/РС Хамидом Исмаиловым стоит большая и нелегкая задача начать реформу всех пяти редакций этого легендарного радио, которое победило в Холодной войне и помогло странам Центральной Азии обрести независимость. Хочется надеяться, что на Радио Азаттык будут принесены лучшие традиции знаменитого Радио Би-би-Си. Топ-менеджмент Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» должен обеспечивать высокое качество его продукции, транспарентность его деятельности. Этого же пока нет, топ-менеджмент РСЕ/РС не идет на полноценный диалог с гражданским обществом Кыргызстана. Мы призываем руководство Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» провести полное расследование фактов непотизма и непрофессионального менеджмента в деятельности Директора Радио Азаттык Венеры Джуматаевой, признаки политической коррупции и сговора с отдельными политическими группировками в его деятельности. Результаты этого расследования следует опубликовать, как это принято в западном деловом мире. Такой открытый и честный диалог с гражданским обществом будет только способствовать Миссии Радио Азаттык по продвижению демократических ценностей. 

KyrgyzToday.kg

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *