Menu

Польза уразы с точки зрения медицины

Бөлүшүү:

Бисмиллахир-рахманир-рахим! Во имя Аллаха, Милосердного ко всем своим творениям, Милостивого к верным Своим рабам! «Поститесь – выздоровеете». Пророк Мухаммад (с.а.в.).

Уважаемые читатели данная статья не является окончательной медицинской рекомендацией для всех пациентов, которые страдают различными заболеваниями. Я, лишь старался довести до Вас ту информацию, которая накоплена на сегодняшний день учеными всего мира и практикующими врачами о пользе мусульманского поста (ураза) в месяц Рамазан. Ведь   каждый год с приближением Великого месяца Рамазан со стороны  пациентов поступают очень много вопросов по отношению Поста (Уразы). Практикующие врачи  часто встречаются с проблемой совета по поводу соблюдения поста больным. Недостаток специальной литературы по этому вопросу зачастую не дает возможности нам, врачам дать точный совет. Естественно, в каждом случае надо подходить к пациентам индивидуально, если они все- таки решатся держать ураза, тогда, мы, доктора объязаны  приложить все усилия, главное, чтоб им хуже не стало. Об этом прекрасно сказано в Коране: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах  желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Сура Аль-Бакара 2:185).  «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (ан-Ниса 4:).  «Не ввергайте самих себя в гибель» (Сура аль-Бакара, аят 195; ( смысл).

Имам аль-Къуртуби сказал: “У больного два положения: первое, когда он не в состоянии соблюдать пост. В подобном случае разговление для него является обязательным. Второе состояние – это когда больной может  соблюдать пост, но с трудом, причиняя себе вред. В таком случае для него разговляться весьма желательно, и никто не будет соблюдать в таком положении пост, кроме невежды!”.

Имам  Ибн Къудама сказал: “Если больной будет соблюдать пост, несмотря на болезнь, то он совершает порицаемое, поскольку причиняет себе вред и оставляет облегчение от Аллаха”. 

Если же тяжело больной не смотря на свою болезнь, постится, то его пост действителен, в чем единогласны все ученые. От Ибн ‘Умара сообщается, что пророк (с.а.в.) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда переступают Его запреты». Но, большинство людей до сих пор путают пост с голоданием или держат пост, чтобы похудеть. Это совсем не так. В настоящее время в мире насчитываются тысяча способов  голодания,  например у  Поль Брегг – «Чудо голодание», рекомендации Герберта Шелтона, диетические  методы  Малахова, йога и многое др. Но при этом мусульманский пост не имеет никакого отношения к этим методам, а наоборот во многом противоречит.

Пост – установление, предназначенное для улучшения морального и духовного характера человека. Смысл поста в том, чтобы с его помощью человек развил в себе такие качества, как выдержка, благодарение, прощение, духовное воспитание и самоанализ. А также, такие качества, как:  чистота, сострадание,  заботливость,  бескорыстие,  любовь к  ближнему и любовь к Аллаху.  Рамадан дает нам передышку и предоставляет редкую возможность подумать о себе, своем будущем, своей семье. Это время для того, чтобы дать отдохнуть своему мозгу, временно забыть о сотнях забот и проблем, которые беспрестанно атакуют наш ум. 

Одно из преимуществ поста для здоровья в том, что он дает столь необходимый отдых нашей системе пищеварения. Уменьшение потребления пищи в дневное время позволяет нашему организму полностью переключиться на выведение токсических веществ, которые являются естественным побочным продуктом переваривания пищи и накапливаются за год. 

Длительность исламского поста (около 12-14 часов) совпадает со временем «транзита» пищи изо рта до толстого кишечника. Таким образом, ни желудок, ни пищеварительный тракт не получают раздражителей, при этом сохраняется относительная динамическая устойчивость организма. 
Пост позволяет провести глубокую очистку всех органов, при этом имеющиеся патологии (в том числе зародыши опухолей) в процессе эндогенного питания уничтожаются, сосуды очищаются и все органы теряют в весе. Их восстановление происходит в процессе правильного лечебного питания в восстановительный период. За этот срок все органы как бы возрождаются заново — в обновленном, здоровом виде. Таким образом, пост дает возможность Богу перестроить ветхого человека в нового, больного в здорового.

Тело человека можно сравнить с машиной: учёные утверждают, что за 24 часа в нём сгорает количество «топлива», которое равно по энергетической ценности 360 г жира. Если прекратить подачу такого «топлива», то организм сразу же изменит процесс своего снабжения: оно начнет происходить за счет запасов внутри тела (эндогенное питание). Из чего же состоят эти запасы? – Это, в первую очередь, совершенно ненужные ткани: наросты, струпья, срастания, т.е. дефектные и патологические структуры, которые нажиты неправедным образом жизни и только мешают правильной работе организма. В посту вся подобного рода патология начинает погибать от истощения, потому что лишается питания себя породившего, а здоровые сильные клетки, которые созданы не вредными привычками, а Духом Святым начинают брать питание из нее. Кровь, проникающая во все органы, проводит очистительную работу в каждой клетке нашего тела. Она является хозяйкой и наилучшим хирургом, который делает сложнейшие операции на микроуровне. Все отходы кровь выносит к органам очищения, главным из которых является печень. Во время поста печень работает подобно мусор-перерабатывающему заводу и берёт на себя серьёзную и ответственную нагрузку.

Обычный образ жизни современного человека подрывает его здоровье, причём, очень быстро, но подвергать себя ежедневным истязаниям диетой всю жизнь тоже неохота! Всё это выглядит довольно мрачно. Получается, нам нужно периодическое и многодневное голодание, не опасное для организма. И тогда мы сможем получить все преимущества этого ограничения, не подвергая себя риску. Но это и есть ураза! Именно она обладает всеми требованиями, которые наука так долго находит через опыт, и которые потом складываются в одну общую картину. Судите сами: ураза длится месяц, но не есть и не пить нужно только от восхода до заката солнца. И в этом смысле она подобна периодической диете, при которой то постятся, то едят, не ограничивая себя. Современная медицинская наука выяснила, что главное не то, что вы едите, а когда и сколько! Но это и есть основной принцип уразы.  То же самое делает  ураза, причиной которой служат религиозные мотивы, даже ещё более влияющие на качество человека. Кроме того, уразу нужно держать не каждый день, а только 1месяц за 1 год, то есть циклично, а все процессы в теле человека, начиная с субклеточного заканчивая организменным, протекают именно циклично, с учётом лунного календаря, то есть каждый год она смещается по календарю с учётом смены годовых биоритмов.

Медицинская биоритмология показывает, как связаны в Исламе все пункты Учения в одной системе. Например, действия мусульман в месяц Шаабан и следующий за ним месяц Рамазан, совместимы именно с точки зрения медицины. Так, в Шаабан происходит обнуление годовых биоритмов, а в Рамазан мусульмане держат пост. Но ежегодный месяц поста мусульман — это также ритмическое явление, призванное восстановить связь с Богом, или, говоря медицинским языком, создать и настроить биоритмы нового года.

Посмотрите: в Шаабан, в Ночь Бараат все годовые биоритмы предыдущего года обнуляются, значит в Рамазан закладываются биоритмы нового года. Почему это происходит именно во время поста? На этот вопрос ответили японские ученые, выяснив, что первым и самым мощным водителем биоритма является прием пищи. Они отследили это на примере нарушений биоритмов, которые происходят во время длительных межконтинентальных перелетов, когда многие люди долго не могут привыкнуть к новому времени и страдают бессонницей. И когда их пилоты стали принимать пищу по японским часам, и все расстройства биоритмов исчезали. Вторым по силе водителем биоритмов является освещённость. Поэтому в одну из ночей года все годовые биоритмы начинают исчезать, а в следующий месяц Рамазан они восстанавливаются. Отсюда в Рамазан принято держать уразу от рассвета до заката, поскольку при свете все биоритмы активизируются, а приём пищи, привязывая их к определённому времени, не даёт им отрегулироваться. Оттого пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Пост подобен щиту» — биоритмам нужно дать упрочиться, чтобы в течение года не наступало биоритмического хаоса.

Есть хадис о том, что польза уразы будет тянуться целый год. Это значит, что ураза более физиологична для человека, а значит, и более проста для него. Ураза, в сущности, показывает, как мало надо сделать, чтобы улучшить состояние своего здоровья без всяких лекарств!

Великий учёный и просветитель в исламском мире имам Шафии, (по которому был основан один из четырёх мазхабов в Исламе), сказал: «Есть только две науки: наука религии и наука тела». По большому счёту, это так. Наука религии говорит о духовном, а наука тела — о материальном благе. Поэтому нам достаточно оценить только медицинскую пользу уразы, включающую в себя как психологию человека, так и его физическое состояние, и тогда остальные пользы станут очевидны. Например, уникальной особенностью уразы является омоложение тела. Отсюда становится понятна её экономическая и социальная выгоды. Ураза резко сократит пребывание людей на больничных койках и увеличит их умственную и физическую активность. Научные исследования в данной области дают поразительные сведения о лечебном влиянии поста на организм в целом.

Как и большинство открытий, связь голода и долголетия в современности произошла случайно. Когда в Америке в 30-е годы стояла засуха, еды не хватало, а вся страна находилась под гнётом великой депрессии, казалось, было легко предсказать сокращение средней продолжительности жизни, но она возросла! В самые мрачные годы с 29-ого по 33-ий средняя продолжительность жизни увеличилась на 6 лет! Объяснение этого удивительного для западных людей факта было получено в исследованиях, проведённых в США тогда же, в 30-ые годы. Специалисты по питанию из Корнельского университета, работая с животными, обнаружили, что строгое ограничение количества пищи повышает длительность жизни, причём заметно повышает! Тогда сразу встал вопрос, окажет ли эта мера такое же воздействие, если её применить к людям? Это сподвигло американцев начать серьёзные исследования, посвящённые взаимосвязи между рационом и долголетием. Но только сегодня, спустя восемь десятилетий, учёные подобрались к ответу. Современные методы обследований человека позволили, наконец, по-настоящему понять связь между ограничением калорий и продолжительностью жизни у людей. На передовом плане науки здесь оказался университет Вашингтона, где занимаются тем, что перепрограммируют психологию человека при помощи диеты. Сочетание особой диеты с психологическими установками  оказалось настолько эффективным, что учёные сами удивились своим результатам. Так, наблюдая более десятка лет группу людей, которые жёстко ограничивали ежедневное потребление калорий, медики выяснили, что они проживут заметно дольше, чем их родители или братья, питавшиеся обычной американской или западной пищей.

Американские ученые утверждают, что даже 1 день голодания в месяц может быть весьма полезным для здоровья. Ученые провели исследование, которое показало, что у людей, воздерживающихся от пищи каждый первый понедельник месяца, на 40 % снижается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. А у больных астмой уменьшается количество приступов. По словам экспертов, мягкий стресс, который испытывает организм во время умеренного голодания, положительно сказывается на иммунитете и снижает вероятность возникновения раковых заболеваний.

Очевидно, здесь американские ученые просто научно доказали нам сунны нашего Пророка Мухаммада (с.а.в.), который постоянно соблюдал  пост по-понедельникам и по-четвергам! Через 1450 лет ученые убеждаются, что даже однодневный пост снижает сердечный недуг  на 40%, повышает иммунитет и предупреждает раковые заболевания. 

Приведу удивительные совпадения по поводу поста у христианского богослужителя – Патриарха Филарета Никитича (Романова)  написанного в 1632 году по ходу Великого поста. В понедельник «у Великого Государя, Святейшего Филарета, Патриарха Московского и всея Руси кушанья не было вовсе и яствы не держано», – строжайший пост. Во вторник Патриарху подавали «в столовое кушанье капустку крошеную студеную», – пост с сухоядением. В среду на патриаршем столе были: взвар с пшеном сорочинским (рисом), шафраном и перцем, капуста, горох зобанец (очищенный горох), ядра миндальные, орехи грецкие, ягоды винные (инжир), хрен, гренки, «горшочек каши» с имбирем. В четверг, как и в понедельник, «кушанья не было вовсе и яствы не держано».

В Коране (Сура Аль- Бакара -2:183) написано:  «Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас». В пример приводится следующее:

В Евангелии от апостола Марка рассказано об отношении Господа Иисуса Христа к посту. «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? – говорил Спаситель ученикам Иоанновым и фарисейским. – Доколе с ними жених, не могут поститься. Но придут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься, в те дни» (Мк. 2:19-20).  Для понимания этих иносказательных слов Иисуса Христа необходимо вспомнить о понятии христианского аскетизма, – то есть, в переводе с греческого, упражнения, подготовления к борьбе. С развитием христианства аскетизм понимается как упражнение духа и тела на пути к спасению, навык управления волей и помыслами, религиозная и церковная самодисциплина. Мера аскетичности жизни человека всегда определялась словами Христа Спасителя: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Так, перед совершением важных дел, накануне предстоящих испытаний и Сам Иисус Христос, и его ученики, и все православные христиане постились, готовясь к предстоящим подвигам.

Посты телесные, в том числе предусматривающие ограничения в потреблении определенных видов пищи, рассматриваются как один из видов аскетизма.

В атеистической литературе и в сознании многих людей пост зачастую трактуется всего лишь как выполнение временных запретов Православной Церкви, налагаемых на употребление некоторых видов продуктов; то есть, суть поста сводится к понятию банального «голодания». Это воззрение противоречит как терминологической, так и глубинной, метафизической сути христианского поста.

Ограничение в питании – это только одна, хотя и очень важная, сторона поста, формы воздействия которого на организм человека многообразны. Напомним, что пост предусматривает всестороннее воздержание: от житейских развлечений и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций. В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство Браковенчания, а зачатие ребенка в постное время считалось великим грехом, последствия которого накладывали тяжкий отпечаток на будущее ребенка. В прошлом во время поста не работали театры, не подавали спиртное в трактирах, не давали балов и приемов.

Поучительны мысли святителя Иоанна Златоустого (Иоанн Хризостом; ок. 347 — 14 сентября 407) —архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе сосвятителями Василием Великим и Григорием Богословом), т.е. еще за 224 года до рождения пророка Мухаммада (с.а.в.) о сущности поста:  «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда… Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствия. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». В этих мыслях Златоустого отца Церкви открывается высокая духовная значимость поста. Не углубляясь в богословский аспект рассматриваемого понятия, попробуем проанализировать медицинское значение поста как аскетического упражнения с точки зрения его целительного воздействия на организм человека. При этом ни на мгновение не забудем, что оздоровительный эффект поста есть не самоцель говеющего, но своеобразное очищение самоисцеляющегося организма действием благодати Божией, по вере самого постника.

От Саида ибн Джубайра передают: «До нас пост был от темноты, до следующей ночи, как было и в начале распространения Ислама». Группа ученых сказала: «Пост был обязательным у христиан, но возможно он приходился на время сильной жары и сильного холода. Это было затруднительно для них в путешествиях и некоторых аспектах жизни. И вот их руководители совместно решили перенести его на время года между зимой и летом, т.е. на весну, и добавили к этому десять дней для искупления совершенного ими. Потом один из правителей занедужил, поклялся Аллахом, что в случае выздоровления прибавит к их посту еще неделю. Тот правитель выздоровел и прибавил неделю. А когда он умер, его заменил другой, который приказал: «Доведите количество дней до пятидесяти». Потом начали гибнуть их животные, и он сказал: «увеличьте количество дней поста». И они добавили десять дней в начале и десять дней в конце». И так в  православном календаре около двухсот дней в течение года постные; причем, в прошлом большинство населения соблюдало пищевые предписания в период поста.

Пророк Мухаммед (с.а.в.) говорил: «Всем общинам был предписан пост в месяц Рамадан, но они ушли с правильного пути».

Организм,  постоянно работающий над перевариванием пищи, несомненно, нуждается в отдыхе. Поэтому, ученые  утверждают, что пост  будет  иметь положительный эффект  и организм будет за это только благодарен.  К тому же, очищаются печень, лимфа и почки от разного рода шлаков и токсинов, что не может не влиять на организм положительно. В США экспериментально доказали, что пост благотворно влияет на содержание сахара в крови и кислотность желудочного сока, удерживая их в пределах нормы. При этом выделение желудочного сока уменьшается, снижая кислотность желудочного сока, тем самым уменьшает вероятность возникновения язвенной болезни.  Китайские ученые считают: что голодание в течение одного месяца в году – это основа жизни и молодости. Одесские ученые  показали, что голодание  выводит из организма яды лучше, чем любой препарат. Потому что, именно во время поста печень активизирует свою деятельность и выводит ядовитые вещества.  Например, во время поста выведение аммиака увеличивается в 100 раз!!!

По утверждению ряда исследователей, в условиях искусственного ограничения поступления питательных веществ в организм (пост) приводит к интересному феномену. Злокачественные клетки, питание которых происходит из окружающих тканей, зачастую погибают. Хорошо известно, что злокачественные клетки из-за своего бурного роста, нуждаются в значительных количествах питательных веществ, в несколько раз превышающих потребность в нормальных клетках. Ожирение и нездоровое питание, по-видимому, повышают риск онкологических заболеваний. Исследователи из университета Бен Гурион (Израиль) решили проверить, оказывает ли прямой эффект на рост опухоли ограничение питания до разумного минимума. В таких условиях нормальные клетки размножаются медленнее. А быстро растущие аномальные клетки, которые находят в злокачественных опухолях, отмирают, потому что нуждаются в непропорционально больших источниках энергии, чтобы расти с такой скоростью. Они сталкиваются с дилеммой: либо расти не быстрее, чем остальной организм, либо умереть, в попытке размножаться скорее, чем им позволяют ограниченные поступления энергии. Ученые полагают, что, сведя пищевой рацион питания до разумного минимума, можно, если так можно выразиться, уморить голодом свою опухоль.

Интересно, что в 1993 г. в университете в Луизиане уже наблюдали за 23 пациентами с раком поджелудочной железы, принимающими  низкокалорийную диету с высоким содержанием клетчатки.

В общей сложности в среднем они прожили 1,5 года, тогда как их товарищи по несчастью на обычной диете – в среднем всего 6 месяцев. Важно, что в 1998 г. исследователи из Национального института рака в Мэриленде также пришли к выводу, что лишний вес в сочетании с высококалорийной диетой увеличивают риск заболеть раком поджелудочной железы.

В США проведенные эксперименты на добровольцах  во время поста месяца Рамадан показали  явно позитивное воздействие поста на иммунную систему организма: функциональные показатели лимфоцитов улучшились в десять раз; несмотря на неизменность их общего числа, число вида, ответственного за сопротивляемость болезням, по отношению к другим видам значительно увеличилось. Кроме того, заметно повысилось содержание протеина IGE, принадлежащего к группе протеинов, ответственных за образование в крови антител, в группе липопротеинов произошло увеличение содержания их вида, отличающегося низкой консистенцией (LDL), без какого-либо увеличения содержания высококонсистентного вида (HDL), что указывает на повышение активности иммунных реакций.

Группа женщин в возрасте от 22 до 25 лет во время Рамадана была обследована на то, как пост влияет на содержание прогестерона и пролактина в плазме крови, как он воздействует на физиологию деторождения у женщин. Результаты показали, что у 80% из них понизилось содержание пролактина в плазме, содержание же прогестерона не изменилось, после чего исследователи рекомендовали кормящим матерям прекратить пост. Это исследование показывает важность поста при лечении бесплодия, вызываемого повышенным содержанием пролактина, так что когда во время поста его содержание падает, у женщины восстанавливается естественная способность к деторождению.

Исследование ученых также показали, что изменения, происходящие с компонентами мочи во время поста, препятствуют образованию камней ввиду понижения содержания кальция и повышения содержания натрия и калия, которых в моче больных желчнокаменной болезнью и с заболеваниями мочеполовой системы больше.

Влияние поста на половое влечение выражается двумя фактами: во-первых, половое влечение во время голодания и на протяжении еще нескольких дней после него снижается; во-вторых, после окончания голодания половая потенция повышается и выходит на более высокий уровень, чем до поста.

Беременным женщинам (нормальная беременность, без осложнений). Эта ситуация непроста. Беременность не является медицинским заболеванием, и освобождение от поста в такой ситуации не упоминается ни медициной, ни Кораном. Однако Пророк (с.а.в.) говорил, что беременным и кормящим женщинам не надо поститься потому, что Бог не хочет, чтобы страдало любое существо, даже маленький зародыш. Узнать, может ли пост повредить плоду во время беременности невозможно, а узнав об этом, может быть слишком поздно. Есть мнения, что в течение первого и третьего триместра беременности женщины не должны поститься. Если же Рамадан застал женщину на втором триместре (4-6 месяц беременности),  женщина по своему желанию может поститься при условии, что: 1) у нее крепкое здоровье и 2) она будет соблюдать пост после разрешения врача-гинеколога и под четким и регулярным его наблюдением. Возможный вред для плода может быть причинен не вследствие недоедания, а вследствие 
обезвоживания организма из-за длительного (10-14 часов) воздержания от воды.

Состояние кожи: во время поста в коже, как и в крови, уменьшается процентное содержание воды, и этот факт содействует лечению многих кожных заболеваний, уменьшению вероятности кожных заболеваний, распространяющихся на большие участки тела, как, например уменьшению аллергических заболеваний, устранению некоторых причин появления прыщей и даже раковые болезни.

Ураза устраняет тяжесть и течение аллергических заболеваний. Любой врач аллерголог, прежде лечит больных с аллергией, сажая их на строгую диету. 

Как быть если человек болеет сахарным диабетом?  Пост в течение всего Рамадана обычно предусмотрен для здоровых мусульман, однако  он безопасен и для большинства больных диабетом в случае правильного кон­троля за диабетом и подробного разъяснения пациенту об основных принци­пах соблюдения поста. Влияние поста на содержание глюкозы в крови, а также печеноч­ного глюкагона зависит от количества дней соблюдаемого поста – бесспорно, эта проблема должна подвергнуться дальнейшему медицинскому исследова­нию. Большинство больных с инсулинонезависимым сахарным диабетом

( ИНЗСД)  может поститься в Ра­мадан без угрозы для здоровья. Отдельные пациенты, больные  инсулинозависимым сахарным диабетом (ИЗСД), на­стаивающие на соблюдении поста, могут также поститься в случае строгого контроля.

Существуют различные мнения по поводу влияния поста на состояние боль­ных сахарным диабетом. Однако в целом исследователи этого вопроса не нашли каких-либо патологических изменений или же клинических осложне­ний ни по одному из основных параметров (весу тела, уровню глюкозы в крови, С-пептида, инсулина, фруктозамина, холестерина, триглицеридов, гликозилированного гемоглобина HbA1C). В разделе “Рекомендации больным сахарным диабетом по исполнению поста” настоятельно рекомендуется

Тремя принципами Рамадана”:

  1. четкое исполнение режима приема лекарств;
  2. контроль за диетой
  3. сохранение ежедневной физической активности.

В случае неукоснительного исполнения этих “заповедей” держать пост разре­шается всем пациентам с ИНЗСД, а также тем больным ИЗСД, которые настаивают на исполнении поста в Рамадан.

У диабетиков в течение Рамадана в некоторых исследова­ниях было отмечено увеличение содержания холестерина липопротеинов высокой плотности и понижение содержа­ние холестерина липопротеинов низкой плотности. Значения уровня в сыворотке креатинина, мочевой кислоты, азота мо­чевины крови, протеина, альбумина, аланинаминотрансферазы и аспартата­минотрансферазы не претерпели значительных изменений у больных диабе­том во время поста.

Запрещайте пост следующим пациентам:

– всем больным с диабетом I типа тяжелой степени;

– больным с трудноконтролируемым диабетом I и II типа;

– больным, несоблюдающим предписания врача;

– больным с осложнениями в виде присоединения вторичной инфекции и артериальной гипертензии очень высокого риска;

– больным диабетом с явлением кетоацидоза;

– пожилым в случае заболеваний опорно-двигательного аппарата;

– в случае появления двух и более случаев гипо- или гипергликемии в течение Рамадана.

Во всех остальных случаях можно разрешить держать пост

Следует поощрять соблюдение поста у страдающих избыточным весом больных ИНЗСД (кроме кормящих матерей и беременных женщин), чей диа­бет стабилен и чья масса превышает норму более, чем на 20%.

Еще каким пациентам противопоказана ураза:  

  • всем тяжелым больным, которые нуждаются в постороннем уходе;
  • больные с выраженной сердечной недостаточности;
  • больные перенесщие общирные инфаркты и инсульты;
  • тяжелые формы гипертонии;
  • тяжелые почечные и печенечные пациенты;
  • во время обострение серезных хронических заболеваний;
  • острые инфекционные заболевания;
  • беременные, кормящие грудью;
  • психические больные;
  • старики (больше 70 – 80ти лет) и дети (примерно до 15 лет).
  • Если есть назначенные врачом лекарственные препараты, то не рекомендуется прерывать их регулярный прием, только обязательно посоветоваться своим врачом о переносе время и дозы препаратов;
  • Старайтесь воздержаться от физических нагрузок в жаркое время дня (не посещайте спортивные залы, фитнесы, бани, сауны, ограничьте работы на садовых участках), носите светлую одежду из натуральных тканей, не ходите с непокрытой головой под солнцем;
  • Не рекомендуется ложиться спать сразу после утреннего приема пищи. Потому что, после приема пищи вырабатывается соляная кислота, а когда человек на полный желудок ложиться спать, усиливается вероятность заброса желудочно-кишечного содержимого в пищевод. Особеннно это противопоказано больным гастроэзофагиальной рефлюксной болезнью, потому что ксилотосодержимое желудка забрасывается и вызывает раздражение пищевода и изжогу;
  • Очень важным является ношение в жару головных уборов. Необходимо носить свободную одежду из натуральных тканей. Нежелательно  носить мужчинам тугие ремни и галстуки.  Закрывать наглухо окна (днем, при наличии кондиционера, во избежание перегревания помещения).  При наличии кондиционера важно помнить о том, что температурная разница с улицей не должна превышать 10 градусов, также о том, что в помещении с кондиционером нельзя находиться в мокрой одежде. И непосредственно стоять или сидеть под прямым воздушным потоком. По возможности находиться в помещении, особенно в середине дня, когда солнце особенно жаркое.
  • На ночь проветривать помещение.  Ежедневно проводить влажную уборку помещения.  Чтобы легче перенести дневной пост, рекомендуется днем поспать — примерно 20-40 минут в промежутке между 13:00 и 16:00 часами.

Как правильно питаться в месяц Рамадан?

Если говорить о питании, то стоит соблюсти также несколько простых правил и пост для вас будет более легко переносим. Для постящихся людей  – избегать переедания и полного заполнения желудка! Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен сыном Адама (человеком) – это его желудок. Человеку достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если сказать больше, то треть (желудка) – для пищи, треть – для питья и треть – для дыхания» (Ахмад ибн Маджа, ат-Тирмизи). Второе правило – правильный подбор продуктов на ифтар и на сухур. После продолжительного поста не стоит моментально налегать на еду. Хватает 3 финника, воды, или хурмы, или даже 2-3 маслин для того, чтобы желудок получил сигнал и начал нормально функционировать.

Продукты питания, содержащие белок, имеют свойство замедлять процесс пищеварения, отсюда появляется долгое чувство сытости. При выборе блюд важно избегать чрезмерно маслянистой, жирной,  жареной пищи, а также чересчур сладкой. Сначала необходимо уменьшить потребность организма в жидкости, для этого прекрасно подойдут суп, айран, компот или молоко, они заполнят пустоту в желудке и на первое время избавят от резкого чувства голода. После такого начала трапезы желательно сделать перерыв, если спустя 10 минут вы не перехотите есть, то можете продолжить. Не забывайте про овощи, орехи, фрукты и хлеб. На сухур лучше всего кушать яйца, варенье, сыр, овсяную кашу, грецкие орехи, хлеб, бананы и другие фрукты.  Норма среднего объёма ежедневного приёма  жидкости  составляет  около 2,5 литра. Лучше всего пить зелёный чай, слегка подсоленную воду, стараться не пить газированные напитки, избегать очень холодных и сладких жидкостей. Также одна из важных основ, принимать пищу нужно в строго выдержанных пропорциях, завтрак до зари должен быть плотным, а ужин после заката — легким. Вкусная, полезная, витаминизированная и разнообразная пища будет способствовать хорошему пищеварению и самочувствию на целый день. Придерживаясь этих простых правил, вы сможете без особых нарушений соблюдать весь период поста. Питайтесь правильно и будьте здоровы.

Почему во время Рамазана часто упоминаются финники? Финики – фрукт, название которого особо часто встречается во многих аятах Корана. Среди многих красот и изысканных яств, которые уготованы истинно уверовавшим в Раю, упоминаются и “бесподобные финики” (Сура “Рахман”, 68). При изучении химического состава этого фрукта, о котором Всевышний Аллах особо сообщает нам в Коране, были обнаружены многие уникальные особенности. Все новые и новые удивительные особенности этого фрукта, открываемые учеными, сделали этот плод не только изысканной разновидностью пищи, но и лекарством при целом ряде заболеваний и недугов. Аяты Корана также обращают наше особое внимание на пользу фиников и то, когда их употребление наиболее необходимо человеку. Оказывается, финики содержат в себе очень высокий процент сахара – 60-65%, это один из самых высоких показателей среди всех фруктов. В финиках содержится высокий процент легкоусваиваемого, быстрорасщепляемого организмом сахара – фруктозы, который необходим для поддержания активности организма и выработки тепловой энергии. Фруктоза фиников отличается от обычных сахаров, глюкозы, которые вызывают резкий подъем уровня сахара в крови. Резкое повышение уровня сахара в крови очень опасно для людей со многими заболеваниями, прежде всего при сахарном диабете. Высокое содержание сахара в крови оказывает негативное влияние на многие внутренние органы, более всего от этого страдают почки, зрение, сердечно-сосудистая и нервная система человека. Примечательно, что финики содержат более 10 элементов, необходимых для здоровья и трезвости мысли. Сегодня ученые пришли к заключению, что человек может на протяжении нескольких лет жить, питаясь только лишь финиками и водой. Один из наиболее авторитетных специалистов в области диетологии доктор В.Х. Доусон утверждает, что одного финика и одного стакана молока достаточно для обеспечения дневной потребности человека в питательных веществах. Ученые особо выделяют благотворное влияние фиников на нормализацию психофизического состояния людей при стрессах и психическом напряжении. Медики из университета Беркелея, проводившие исследования воздействия витамина В6 на организм человека, заключили, что в финиках содержится высокий процент витамина В6 , укрепляющего нервную систему, и магния , играющего важную роль в мышечной деятельности. Кроме того, магний , содержащийся в финиках, чрезвычайно необходим и для почек. Установлено, что 2-3-х фиников в день достаточно для восполнения суточной потребности организма в магнии. У фиников есть еще одна удивительная особенность, в финиках содержится значительное количество белка , которого, как правило, не бывает в фруктах. Благодаря этой особенности финики укрепляют сопротивляемость организма к болезням, инфекциям, улучшают процессы обновления клеток и балансируют распределение жидкости в организме. Так, например, мясо тоже весьма ценный продукт питания, однако мясо не может дать человеку столько пользы, сколько финики, особенно в период созревания этих плодов, когда они являют собой просто- таки кладезь витаминов и минералов. Более того, в наши дни обильное потребление мяса далеко не безвредно, ибо это тяжелая пища и процесс переваривания его занимает длительное время. Кроме того, в организме могут скапливаться токсины и холестерин, неизбежно присутствующие в любом мясе, тогда как финики, как и любая иная растительная пища или фрукты, являются наиболее благотворным выбором для здоровья организма. 
Достоинства намаза таравих с точки зрения медицины.  

Таравих – это дополнительный намаз, который совершается после ночного намаза в течение всего месяца Рамадан. Таравих состоит из 8 — 20 рака’атов (цикл определенных действий в намазе, который принимается за единицу в молитве) с несколькими минутами перерыва после каждых 4 рака’атов для произнесения слов возвеличивания Аллаха. Таким образом, мусульмане регулярно совершают умеренные физические упражнения практически для всех мышц тела, что, как известно, способствует улучшению кровообращения и, следовательно, улучшает циркуляцию крови в сердечной мышце, укрепляя ее.

Непосредственно перед ифтаром уровень глюкозы и инсулина в крови находится на самом низком уровне, начиная повышаться во время разговения  за счет попадания пищи в организм. Сахар в крови достигает наиболее высокого уровня через один – два часа после ифтара, когда наступает время намаза таравих. Именно в этот момент молящийся получает наибольшую пользу от совершения намаза. Циркулирующая в крови глюкоза метаболизируется в углекислый газ и воду во время намаза. Таким образом, это способствует расходу дополнительных калорий, кроме того, любой намаз улучшает гибкость тела, координацию, предотвращает появление стресса, беспокойства и депрессии.

Было замечено, что пятикратная ежедневная молитва оказывает такие же физиологические воздействия (без какого-либо нежелательного побочного эффекта) как бег трусцой или быстрая ходьба.

Намаз позволяет пожилым людям обогатить качество жизни, с легкостью переносить непредвиденные ситуации, такие, как внезапное падение, которое может нанести вред органам.

Таким образом, риск остеопороза существенно сокращается за счет регулярных обязательных намазов и намаза таравих. Благодаря намазам улучшается смазка суставов, облегчаются движения, а также сохранятся их гибкость. Совершение обязательных намазов и намаза таравих является профилактикой тромбоза глубоких вен (наиболее распространенная причина гангрены в ногах у пожилых людей).

При физической нагрузке возрастает секреция адреналина, усиливая действие симпатической нервной системы. Достаточно даже мысли или намерения совершить намаз, чтобы активизировать деятельность симпатической нервной системы, которая мобилизует силы организма в экстренных ситуациях, увеличивает трату энергетических ресурсов, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию. Обязательные намазы и таравих уникальны в том плане, что физическое напряжение, связанное с телодвижениями, сочетается с моральной релаксацией. Регулярные обязательные и дополнительные намазы уменьшают раннюю смертность людей с повышенным артериальным давлением (первичный риск сердечных заболеваний) наполовину. Они также борятся с генетическими тенденциями к ранней смертности.

Выше Вам были представлены польза и вред Уразы только на здоровья. Еще сколько польза есть от  Великого месяца Рамазан:

  • В этом месяце начался откровения Корана;
  • Один из 5 столпов Ислама;
  • Наличие в этом месяце «Ночь предопределения», которые лучше чем тысяча ночей (83года);
  • Только единственный месяц (Рамазан) который упоминается в Коране;
  • Прощаются все грехи человека и т.пр….

Недаром говорил один мудрец: “Ведь сегодня совершение поступков – но нет суда, завтра суд – но нет исправления поступков…”

Халматов А.Н. кандидат медицинских наук, кардиолог, врач высшей категории.

Эгер бул тексттен ката таап калсаңыз, ошол ката сөздү белгилеп, Ctrl+Enter кнопкаларын чоогу басуу менен билдирип коюңуз.

КОММЕНТАРИЙ КАЛТЫРУУ

Төмөндө көрсөтүлгөн уячаларга керектүү маалыматтарды туура киргизгениңизди текшериңиз.HTML-код киргизүүгө уруксат жок.

Captcha 86 − 81 =

ОКШОШ МАКАЛАЛАР

Меню

Орфографиялык ката тууралуу Отчет

Редакцияга төмөнкү текст жөнөтүлөт: